Pantone, CMYK, RGB: почему один и тот же цвет выглядит по-разному
Цвет — это одно из самых субъективных и сложных понятий в полиграфии. Когда дизайнер выбирает оттенок в макете, он уверен, что именно такой цвет увидит клиент в готовом изделии. Но в реальности всё не так просто: один и тот же Pantone на экране, на мелованной бумаге и на офсетной без покрытия может выглядеть по-разному. Почему это происходит — разберёмся подробнее.
1. Что такое Pantone и зачем нужны версии Coated и Uncoated
Pantone Matching System (PMS) — международная система подбора и воспроизведения цветов, созданная для того, чтобы разные типографии по всему миру могли точно напечатать один и тот же цвет.
Каждый оттенок Pantone имеет свою формулу — комбинацию базовых красок (всего их 14 в классической палитре), смешанных в определённых пропорциях.
При этом формула цвета одна и та же для всех вариантов:
Pantone 298 C и Pantone 298 U — это один и тот же цвет в теории, но напечатанный на разных типах бумаг и материалах.
- Coated (C) — для мелованной бумаги, с гладким, блестящим или сатиновым покрытием. Краска остаётся на поверхности и отражает свет, создавая насыщенный, яркий оттенок.
- Uncoated (U) — для немелованной бумаги, более рыхлой и впитывающей. Чернила впитываются глубже, растекаются, рассеивают свет, поэтому цвет кажется светлее и мягче.
Пример:
Указанные формулы цвета - одинаковые!
2. Почему цвета Pantone отличаются на разных материалах
Разница не в красках, а в физике отражения света.
Покрытие бумаги определяет, как свет отражается от поверхности и проходит через слой краски:
Тип бумаги | Поверхность | Как ведёт себя краска | Как воспринимается цвет |
Мелованная (Coated) | Гладкая, блестящая | Остаётся на поверхности | Цвет яркий, контрастный, насыщенный |
Немелованная (Uncoated) | Пористая, матовая | Впитывается в волокна | Цвет мягкий, светлее, менее контрастный |
Крафт или дизайнерская | Цветная или текстурная основа | Взаимодействует с цветом подложки | Оттенок может заметно измениться |
3. Цветовые модели CMYK и RGB — почему цифры не совпадают с реальностью?
Ещё один источник путаницы — это разные цветовые модели, в которых существует один и тот же цвет:
- RGB (Red, Green, Blue) — это модель излучаемого света, которая используется на экранах. Цвета здесь ярче, потому что создаются светом, а не пигментами.
- CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key (нем. Kontur)— Black) — модель поглощающего цвета, применяемая в печати. Краски поглощают часть спектра, и из-за этого диапазон воспроизводимых оттенков уже.
Поэтому:
Цвет, идеально выглядящий на экране (RGB), не всегда можно напечатать в CMYK. Он может потерять насыщенность или изменить оттенок.
Пример:
Яркий бирюзовый #00FFFF на экране — это чистое свечение RGB.
В печати CMYK превращается в смесь голубой и зелёной красок, которая выглядит тускло, ближе к голубому, сине-зелёному.
4. Почему цвет макета не совпадает с печатным результатом
Когда дизайнер работает с макетом, он видит изображение на мониторе. Но:
- Монитор показывает цвет в RGB;
- Печать выполняется в CMYK или Pantone;
- Бумага, краска, лак, ламинация, освещение — всё влияет на восприятие цвета.
Кроме того, мониторы не откалиброваны одинаково. У одного пользователя белый цвет может быть чуть теплее, у другого — холоднее. Это создаёт иллюзию, что цвета в макете "уходят" при печати, хотя в типографии всё сделано правильно.
5. Зачем нужна калибровка монитора
Калибровка — это настройка монитора так, чтобы он показывал цвета максимально близко к реальности.
Для профессиональной работы с цветом важно использовать спектрофотометр (например, X-Rite или Datacolor) и регулярно обновлять ICC-профили.
Калиброванный монитор:
- показывает цвета в правильной температуре и контрасте;
- позволяет корректно сравнивать RGB и CMYK;
- помогает дизайнеру избежать неожиданностей после печати.
Совет от Sunprint:
Даже простая визуальная калибровка через встроенные средства macOS или Windows уже улучшит точность восприятия цвета, особенно при подготовке макетов для печати Pantone.
Не стоит смотреть на цвета в макете с экрана телефона, так как часто экраны смартфонов автонастраиваются под освещенность в вашем помещении, меняют температуру изображения в зависимости от времени суток, чтобы беречь зрение пользователей и изображение может существенно отличаться от оттиска на вашей продукции.
При подготовке макетов к печати - ориентироваться на требования к оригинал-макетам и использовать в макете цветовой режим CMYK.
6. Как мы работаем с точностью цвета
В нашей типографии мы уделяем особое внимание точности воспроизведения оттенков.
Мы пользуемся Pantone-веерами (и регулярно их обновляем), используем сертифицированные Pantone-библиотеки, печатные профили для наших печатных машин и бумаг, а также регулярно проводим контрольные оттиски.
Перед печатью мы можем подготовить цветопробы Pantone Coated и Uncoated на выбранном материале, чтобы клиент мог увидеть, как цвет "поведёт себя" в реальности.
Для шелкотрафаретной печати наш колорист замешивает необходимый цвет по формуле перед печатью и согласовывает первый тиражный образец продукции с приложенным образцом цвета с веера Pantone.
7. Итог: один цвет — много факторов
Pantone Coated и Uncoated — это не разные цвета, а разные проявления одной формулы на разных типах носителей.
Точность цвета в печати — это баланс между технологией, материалом и восприятием.
Когда вы видите разницу между макетом на экране и отпечатком — это часто не ошибка, а естественная особенность физики цвета.